Вы - -й посетитель этой странички 

Примерные ответы на примерные билеты

Е.А. Еремин, А.П. Шестаков, Пермь

   

   


Продолжение. См. № 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18/2002
Билет № 19

  1. Способы передачи информации. Организация и структура локальных и глобальных компьютерных сетей.
  2. Решение задач на представление чисел в десятичной, двоичной и других системах счисления.


  1. Способы передачи информации. Организация и структура локальных и глобальных компьютерных сетей.
  2. Как отмечалось в билете № 7 ["Информатика" № 13/ 2002, с. 9-13], передана, информации необходима для того или иного ее распространения. Общая схема передачи такова: источник информации - канал связи - приемник (получатель) информации

    Для передачи информации с помощью технических средств используются кодирующее устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника информации к виду, удобному для передачи, и декодирующее устройство, необходимое для преобразования кодированного сообщения в исходное.

    При передаче информации необходимо учитывать тот факт, что информация при этом может теряться или искажаться, т.е. присутствуют помехи. Для нейтрализации помех при передаче информации зачастую используют помехоустойчивый избыточный код, который позволяет восстановить исходную информацию даже в случае некоторого искажения.

    Основными устройствами для быстрой передачи информации на большие расстояния в настоящее время являются телеграф, радио, телефон, телевизионный передатчик, телекоммуникационные сети на базе вычислительных систем.

    Передача информации между компьютерами существует с самого момента возникновения ЭВМ. Она позволяет организовать совместную работу отдельных компьютеров, решать одну задачу с помощью нескольких компьютеров, совместно использовать ресурсы и решать множество других проблем.

    Под компьютерной сетью понимают систему распределенных на территории аппаратных, программных и информационных ресурсов (средств ввода/вывода, хранения и обработки информации), связанных между собой каналами передачи данных. При этом обеспечивается совместный доступ пользователей к информации (базам данных, документам и т.д.) и ресурсам (жесткие диски, принтеры, накопители CD-ROM, модемы, выход в глобальную сеть и т.д.).

    По типу используемых ЭВМ выделяют однородные и неоднородные сети. В неоднородных сетях содержатся программно несовместимые компьютеры (чаще так и бывает на практике).

    По территориальному признаку сети делят на локальные, региональные и глобальные. Локальные сети (LAN, Local Area Network) охватывают ресурсы, расположенные друг от друга не более чем на несколько километров (чаще всего это одно-два здания и прилегающая к ним территория - например, локальная сеть школы, вуза, компьютерного клуба и т.д.). Региональные сети охватывают город, район, область, небольшую республику (например, сеть Департамента образования Пермской области). Глобальные сети охватывают всю страну, несколько стран и целые континенты (например, сеть Интернет). Иногда выделяют корпоративные сети, где важно защитить информацию от несанкционированного доступа (например, сеть Министерства обороны).

    По методу передачи информации различают сети с коммутацией каналов, сообщений, пакетов и со смешанной коммутацией. Чаще используются сети с коммутацией пакетов.

    В зависимости от того, являются ли все компьютеры локальной сети равноправными или имеется выделенный центральный компьютер (сервер), сети подразделяют на одноранговые, или сети с выделенным сервером. Сеть с выделенным сервером является более производительной. Вообще сервером называется узел сети, который предоставляет свои ресурсы другим узлам (компьютерам и т.д.), но сам при этом не использует их ресурсы. Клиентом называется узел сети, который только использует сетевые ресурсы, но сам свои ресурсы в сеть не отдает (часто его еще называют рабочей станцией).

    Основными свойствами локальной сети являются:

    Очень важным является вопрос топологии локальной сети. Под топологией компьютерной сети обычно понимают физическое расположение компьютеров сети относительно Друг Друга и способ соединения их линиями. Топология определяет требования к оборудованию, тип используемого кабеля, методы управления обменом, надежность работы, возможность расширения сети.

    Существует три основных топологии сети.

    1. Шина (bus), при которой все компьютеры параллельно подключаются к одной линии связи, и информация от каждого компьютера одновременно передается ко всем остальным компьютерам.


    2. Согласно этой топологии создается одно-ранговая сеть. При таком соединении компьютеры могут передавать информацию только по очереди, так как линия связи единственная.

    3. Звезда (star), при которой к одному центральному компьютеру присоединяются остальные периферийные компьютеры, причем каждый из них использует свою отдельную линию связи.


    4. Весь обмен информацией идет исключительно через центральный компьютер, на который ложится очень большая нагрузка, поэтому он предназначен только для обслуживания сети.

    5. Кольцо (ring), при котором каждый компьютер передает информацию всегда только одному компьютеру, следующему в цепочке, а получает информацию только от предыдущего в цепочке компьютера, и эта цепочка замкнута.


    6. Особенностью кольца является то, что каждый компьютер восстанавливает приходящий к нему сигнал, поэтому затухание сигнала во всем кольце не имеет никакого значения, важно только затухание между соседними компьютерами.

      В отдельных случаях при конструировании сети используют комбинированную топологию. Например, дерево (tree) - комбинация нескольких звезд.

      Каждый компьютер, который функционирует в локальной сети, должен иметь сетевой адаптер (сетевую карту). Функцией сетевого адаптера является передача и прием сигналов, распространяемых по кабелям связи. Кроме того, компьютер должен быть оснащен сетевой операционной системой.

      При конструировании сетей используют следующие виды кабелей:

      Теперь поговорим о глобальных сетях. На сегодняшний день их насчитывается в мире более 200. Из них наиболее известной и самой популярной является сеть Интернет.

      В отличие от локальных сетей в глобальных сетях нет какого-либо единого центра управления. Основу сети составляют десятки и сотни тысяч компьютеров, соединенных теми или иными каналами связи. Каждый компьютер имеет уникальный идентификатор, что позволяет "проложить к нему маршрут" для доставки информации. Обычно в глобальной сети объединяются компьютеры, работающие по разным правилам (имеющие различную архитектуру, системное программное обеспечение и т.д.). Поэтому для передачи информации из одного вида сетей в другой используются шлюзы (gateway) - устройства (компьютеры), служащие для объединения сетей с совершенно различными протоколами обмена.

      Протокол обмена - это набор правил (соглашение, стандарт) передачи информации в сети. Протоколы условно делятся на базовые (более низкого уровня), отвечающие за передачу информации любого типа, и прикладные (более высокого уровня), отвечающие за функционирование специализированных служб.

      Для работы в глобальной сети пользователю необходимо иметь соответствующее аппаратное и программное обеспечение.

      Программное обеспечение можно разделить на два класса:

      Глобальные сети предоставляют пользователям разнообразные услуги (об этих услугах и программах-клиентах, их поддерживающих, будет рассказано в ответе на билет №20).

      Подключение к глобальной сети может осуществляться одним из способов:

      Основная литература:
    1. Тейн А.Г., Сенокосов А.И., Шолоховч В.Ф. Информатика: 7-9-е классы. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1998, 240 с.
    2. Каймин В.А., Щеголев А.Г., Ерохина Е.А., Федюшин Д.П. Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учебник для 10-11-х классов средней школы. М.: Просвещение, 1989.
    3. Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Сворень Р.А. Основы информатики и вычислительной техники: Учебник для средних учебных заведений. М.: Просвещение, 1993.
    4. Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова А. Информатика: учебник по базовому курсу. М.: Лаборатория базовых знаний, 1998. (Глава 5. Передача информации в компьютерных сетях, с. 107-125.)
    5. Угринович Н. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: БИНОМ, 2001, 464 с. (Глава 6. Компьютерные сети, с. 209-234.)
    6. Информатика. 7-8-е классы / Под ред. Н.В. Макаровой. СПб.: ПитерКом, 1999, 368 с.

    7. Дополнительная литература
    8. Новиков Ю.В., Кондратенко С.В, Локальные компьютерные сети: архитектура, алгоритмы, проектирование. М.: Изд-во "ЭКОМ", 2001, 312 с.


  3. Решение задач на представление чисел в десятичной, двоичной и других системах счисления.
  4. Использованы материалы [9] , [10].

    Системой счисления называется совокупность приемов наименования и записи чисел. В любой системе счисления для представления чисел выбираются некоторые символы (их называют цифрами), а остальные числа получаются в результате каких-либо операций над цифрами данной системы счисления.

    Система называется позиционной, если значение каждой цифры (ее вес) изменяется в зависимости от ее положения (позиции) в последовательности цифр, изображающих число.

    Число единиц какого-либо разряда, объединяемых в единицу более старшего разряда, называют основанием позиционной системы счисления. Если количество таких цифр равно Р, то система счисления называется Р-ичной. Основание системы счисления совпадает с количеством цифр, используемых для записи чисел в этой системе счисления.

    Запись произвольного числа х в Р-ичной позиционной системе счисления основывается на представлении этого числа в виде многочлена:

    х = аnРn + an-1Рn-1 + ... + a1Р1 + a0Р0 + a-1P-1 + ... + а-mР-m.

    Арифметические действия над числами в любой позиционной системе счисления производятся по тем же правилам, что и в десятичной системе, так как все они основываются на правилах выполнения действий над соответствующими многочленами. При этом нужно только пользоваться теми таблицами сложения и умножения, которые соответствуют данному основанию Р системы счисления.

    При переводе чисел из десятичной системы счисления в систему с основанием Р > 1 обычно используют следующий алгоритм:

    1. если переводится целая часть числа, то она делится на Р, после чего запоминается остаток от деления. Полученное частное вновь делится на Р, остаток запоминается. Процедура продолжается до тех пор, пока частное не станет равным нулю. Остатки от деления на Р выписываются в порядке, обратном их получению;
    2. если переводится дробная часть числа, то она умножается на Р, после чего целая часть запоминается и отбрасывается. Вновь полученная дробная часть умножается на Р и т.д. Процедура продолжается до тех пор, пока дробная часть не станет равной нулю. Целые части выписываются после двоичной запятой в порядке их получения. Результатом может быть либо конечная, либо периодическая двоичная дробь. Поэтому, когда дробь является периодической, приходится обрывать умножение на каком-либо шаге и довольствоваться приближенной записью исходного числа в системе с основанием Р.


    Задача 1. Перевести данное число из десятичной системы счисления в двоичную:

    а) 464(10);

    б) 380,1875(10);

    в) 115,94(10) (получить пять знаков после запятой в двоичном представлении).

    Решение

    Для перевода чисел в двоичную систему счисления целой части чисел используется, согласно описанному выше алгоритму, их последовательное деление на основание системы счисления 2, остатки от деления выписываются слева; дробная часть умножается последовательно на 2, целые части выписываются справа, после чего отбрасываются. При записи ответа в целой части выписываются остатки от деления в порядке, обратном их получению, в дробной части - целые части от умножения в порядке их получения.

    464(10) = 111010000(2);

    380,1875(10) = 101111100,0011(2);

    115,94(10) = 1110011,11110(2)

    (в настоящем случае было получено шесть знаков после запятой, после чего результат был округлен).

    Если необходимо перевести число из двоичной системы счисления в систему счисления, основанием которой является степень двойки, достаточно объединить цифры двоичного числа в группы по столько цифр, каков показатель вышеуказанной степени, и использовать приведенный ниже алгоритм. Например, если перевод осуществляется в восьмеричную систему, то группы будут содержать три цифры (8 = 23). Итак, в целой части будем производить группировку справа налево, в дробной - слева направо. Если в последней группе недостает цифр, дописываем нули: в целой части - слева, в дробной - справа. Затем каждая группа заменяется соответствующей цифрой новой системы. Соответствия приведены в таблицах.

    Задача 2. Перевести из двоичной системы в шестнадиатеричную число 1111010101,11(2).

    Решение: 0011 1101 0101,1100(2) = 3D5,C(16).

    При переводе чисел из системы счисления с основанием Р в десятичную систему счисления необходимо пронумеровать разряды целой части справа налево, начиная с нулевого, и в дробной части, начиная с разряда сразу после запятой слева направо (начальный номер -1). Затем вычислить сумму произведений соответствующих значений разрядов на основание системы счисления в степени, равной номеру разряда. Это и есть представление исходного числа в десятичной системе счисления.

    Задача 3. Перевести данное число в десятичную систему счисления.

    1. 1000001(2).
    2. 1000001(2) = 1*26 + 0*25 + 0*24 + 0*23 + 0*22 + 0*21 + 1*20 = 64 + 1 = 65(10)
      Замечание. Очевидно, что если в каком-либо разряде стоит ноль, то соответствующее слагаемое можно опускать.

    3. 1000011111,0101(2).
    4. 1000011111,0101(2) = 1*29 + 1*24 + 1*23 + 1*22 + 1*21 + 1*20 + 1*2-2 + 1*2-4 = 512 + 16 + 8 + 4 + 2 + 1 + 0,25 + 0,0625 = 543,3125(10).

    5. 1216,04(8).
    6. 1216,04(8) = 1*83 + 2*82 + 1*81 + 6*80 + 4*8-2 = 512 + 128 + 8 + 6 + 0,0625 = 654,0625(10).

    7. 29A,5(16).
    8. 29A,5(16) = 2*162 + 9*161 + 10*160 + 5*16-1 = 512 + 144 + 10 + 0,3125 = 656,3125(10)


Литература к практическому заданию

8. Шауцукова Л.З. Информатика: Учебник для 10-11-х классов. М.: Просвещение, 2000 г. (Глава 4. Арифметические основы компьютеров.)

9. Введение в информатику. Лабораторные работы. / Авт. сост. - А.П. Шестаков; Пермский университет. Пермь, 1999. Ч. I, 56 с.

10. http://conip-science.narod.ru. Раздел "Дидактические материалы по информатике", статьи "Позиционные системы счисления", "Задачи по позиционным системам счисления".